Сельское хозяйство

 
 

I. Общая характеристика сферы реализации Программы,

основные проблемы и прогноз развития

агропромышленного комплекса на период до 2020 года

 

Районная программа развития сельского хозяйства на 2013-20120 годы  разработана в соответствии  Закона Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года № 94  и Республиканской  программой РД «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденным  Правительством Республики Дагестан.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики района, формирующими  агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Районная  программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства,  финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Районная  программа базируется на положениях Закона Республики Дагестан «О развитии сельского хозяйства»,  Стратегии социально-экономи-ческого развития района до 2025 года, на действующей республиканской программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а также на ряде других республиканских и ведомственных целевых программах по проблемам развития агропромышленного комплекса.

 

1.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы
развития АПК

 

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и  Республиканской программы  был обеспечен рост производства продукции сельского хозяйства.  В 2006-2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 5,1 %, по сравнению с 2006 годом в 2011 году валовой сбор овощей  вырос на 16,4 %,   мяса  скота  и  птицы - на  20,7  %,  молока -     на 18,1 %.

Несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций,  активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Вместе с тем проблемы в обеспечении поступательного экономического развития агропромышленного комплекса сохраняются.

В числе проблем следует выделить:

технико-технологическое отставание сельского хозяйства района из-за недостаточного уровня доходности  товаропроизводителей  для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования.

 

1.2 Прогноз развития агропромышленного комплекса

на период до 2020 года

 

Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В качестве значимых тенденций в прогнозном периоде будут такие, как:

увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

создание условий для наращивания производства  мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве,  в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации районной  программы основывается на достижении уровней ее основных показателей (индикаторов),  и районным целевым программам, включенным в Республиканскую программу.

Прогноз роста основных показателей районной программы:

ежегодное  увеличение  производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в среднем на 4,1 процента,  в  том  числе  продукции   растениеводства - на 3,3 процента, продукции животноводства - на 4,9 процента;

ежегодный прирост индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в среднем на 9 процентов;

рост уровня рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году на 18 процентов (с учетом субсидий);

достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике республики к 2020 году до 50 процентов.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные  технологии, базирующиеся на обновлении парка тракторов и сельскохозяйственных машин, внесения минеральных удобрений и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней,  переходе на посев  перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном снижении их ввоза из других регионов. Оптимистические возможности связаны также с развитием птицеводства.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйсва по большинству их видов позволят приблизить питание населения к рациональным нормам.

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации районной программы

 

Районная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей  деятельности агропромышленного комплекса.  

К приоритетам относятся:

в сфере производства - овощеводство, плодоводство,  как обеспечивающие устойчивость в целом агропромышленного комплекса и в значительной мере экономики района;

скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития агропромышленного комплекса;

научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия  формирования инновационного агропромышленного комплекса.

 

III. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и

решения задач районной программы

3.1 Цели и задачи реализации районной программы

 

Целями республиканской программы на период до 2020 года являются:

1)    обеспечение динамичного и эффективного развития сельского хозяйства, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

2)    повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития агропромышленного комплекса.

3)    обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

4)    воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства;

5)    устойчивое развитие сельских территорий.

 

Для достижения этих целей в районной  программе предусматривается решение следующих задач:

1.1)         стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;

1.2)         осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных;

2.1) поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;

2.2) повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

2.3) поддержка малых форм хозяйствования;

обеспечение функций управления в сфере реализации Программы, совершенствование системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса;

научное обеспечение реализации мероприятий Программы;

3.1) повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

4.1) стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

4.2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

4.3) развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

5.1) диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

 

3.2 Показатели (индикаторы) достижения целей

и решения задач районной программы

 

Показатели (индикаторы) реализации районной программы оцениваются.

По общим показателям (индикаторам) района отнесены:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

рентабельность сельскохозяйственных организаций;

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве.

Прогнозные сведения о показателях (индикаторах) районной  программы приведены в таблице №1.

 

IV. Сроки и этапы реализации районной Программы

 

Сроки  реализации районной  программы – 2013 – 2020 гг.

Этапы реализации: первый этап – 2013 – 2017 годы; второй этап 2018 – 2020 годы.

 

V. Обобщенная характеристика основных мероприятий

районной программы

 

      Основные мероприятия,  представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих  поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения хозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий и позитивное влияние на макроэкономические показатели республики.

Программы развития растениеводства и животноводства включают основные мероприятия:

 производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов; ее переработка,

развитие инфраструктуры  кредитование и страхование.

поддержка доходов сельскохозяйственных производителей в области растениеводства;

сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;

развитие  семеноводства;

стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;

развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за садами;

государственная поддержка кредитования отрасли растениеводства;

снижение рисков в отрасли растениеводства;

В качестве целевых индикаторов программы используются объемы производства основных видов продукции растениеводств, площади закладки садов.

В программе «Развитие отрасли животноводства, выделены основные мероприятия:

         Племенное животноводство;

развитие молочного и мясного животноводства;

развитие овцеводства и козоводства;

обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в районе;

государственная поддержка кредитования отраслей животноводства;

снижение рисков в отраслях животноводства;

Индикаторами реализации программы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий.

субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для  скотоводства.

В качестве индикатора программы предусмотрено увеличение поголовья крупного и мелкого рогатого скота.

          Программа развития отрасли  животноводства предусматривает  «Поддержка малых форм хозяйствования»  включая  основные направления:

поддержка начинающих фермеров;

развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

кредитование малых форм хозяйствования;

государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В качестве индикаторов программы предусмотрены следующие:

количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств;

количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;

объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования;

прирост выручки сельскохозяйственных и потребительских кооперативов.

В программе «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» включает в себя следующие основные мероприятия:

обновление парка сельскохозяйственной техники;

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

развитие системы сельскохозяйственного консультирования сельхозтоваропроизводителей;

создание и развитие  технических центров.

Индикаторами реализации программы являются:

объемы приобретения основных видов техники сельскохозяйственными организациями;

Обеспечение реализации районной  программы включает следующие основные мероприятия:

совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;

выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации районной программы;

формирование государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;

обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора.

В качестве индикаторов реализации мероприятий  программы предусмотрены:

индексы объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий  в процентах к предыдущему году;

уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций;

количество видов государственных и консультационных услуг,  предоставляемых в электронном виде;

сохранение существующего уровня участия муниципальных образований в реализации Программы (наличие муниципальных программ развития агропромышленного комплекса);

выявляемость   болезней животных и недоброкачественной пищевой продукции и кормов.

В районной программе предусматривает:

          «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и планирует осуществление следующих основных мероприятий:

стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и  молодых специалистов;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;

грантовая поддержка инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности сельских жителей;

поощрение и популяризация достижений в сфере сельского хозяйства;

научно-методическое обеспечение реализации мероприятий.

Индикаторами реализации районной  программы включают:  

количество созданных рабочих мест в несельскохозяйственной сфере сельской экономики;

ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и специалистов;

ввод объектов социально-инженерной инфраструктуры села;

 

VI . Объемы финансовых ресурсов, необходимые

для реализации районной  программы

 

Прогнозный  объем бюджетных ассигнований на реализацию районной  программы из  средств федерального и  республиканского бюджетов составляет 611,7 млн.руб.   (в текущих ценах), в том числе по годам:

2013 год – 55,9 млн. рублей;

2014 год – 60,9 млн. рублей;

2015 год – 66,4 млн. рублей;

2016 год – 77,1 млн. рублей;

2017 год – 77,8 млн. рублей;

2018 год – 83,1 млн. рублей;

2019 год – 90,3 млн. рублей;

2020 год – 100,2 млн. рублей;

Прогнозная оценка ассигнований за счет внебюджетных источников составляет 382 млн. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 41 млн. рублей;

2014 год - 42 млн. рублей;

2015 год - 45 млн. рублей;

2016 год - 45 млн. рублей;

2017 год - 47 млн. рублей;

2018 год - 50 млн. рублей;

2019 год - 53 млн. рублей;

2020 год - 59 млн. рублей.

 

V11. Риски реализации Программы и меры

по управлению этими рисками

 

При реализации целей и задач республиканской  программы осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.

К рискам относятся:

макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;

природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия. К природно-климатическому риску также можно отнести ведение отгонного животноводства, включая в себе перегон скотопоголовья на расстояния более 700 км.  Данные факторы  приводят к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Управление рисками реализации районной  программы будет осуществляться на основе:

использования мер, предусмотренных Законом Республики Дагестан «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан»; (от  27 декабря 2007 г. № 73)

проведения мониторинга угроз и рисков развития агропромышленного комплекса и выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;

 

VI11. Механизм реализации программы, методика оценки эффективности

и взаимодействие исполнителей программы

 

Эффективность реализации районной  программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.

Индексы производства продукции сельского хозяйства  указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика производительности труда и уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике республики - на степень решения социальных проблем отрасли.

Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом.

Для повышения эффективности использования средств федерального и республиканского бюджетов районной  администрацией   ежегодно заключаются соглашения  о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Соглашение).

Соглашением предусматриваются следующие обязательства Муниципального района:

                                           2.2.Муниципальный район обязуется:

 

2.2.1.  Разработать и утвердить муниципальную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. с учетом положений Республиканской программы.

2.2.2.  обеспечить достижение целевых индикаторов развития сельского хозяйства Муниципального района согласно положению №1 к Соглашению .

        Ежегодно при оценке работы эффективности органов исполнительной власти будет учитываться выполнение показателей развития сельского хозяйства Муниципального района за отчетный год.

2.2.3.  Содействовать софинансированию мероприятий республиканской программы за счет местного бюджета и внебюджетных источников.

2.2.4.  Представлять отчетность в порядке, по формам и в сроки, установленные Министерством, на бумажных и электронных носителях по каналам сетей общего пользования в соответствии с пунктом 2.1.4. Соглашения.

2.2.5.   Осуществлять консультационную, организационную и информационную поддержку мероприятий, проводимых в районе в рамках реализации Республиканской программы.

2.2.6.   Образовать координационный орган по реализации мероприятий муниципальной программы с участием заинтересованных органов власти, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, возглавляемый должностным лицом в ранге не ниже заместителя руководителя Муниципального района, и обеспечить регулярное рассмотрение соответствующих вопросов не реже одного раза в квартал.

2.2.7.   Разработать с учетом соответствующих рекомендаций Минсельхоза России и Минсельхоза РД План основных мероприятий по реализации муниципальной программы на 8 лет и сетевой график работы на очередной год.

2.2.8.   Ежегодно осуществлять мониторинг использования земельных угодий, урожайность сельхозкультур и продуктивности скота с целью достижения конечных результатов, предусмотренных в республиканской программе.

2.2.9.   Обеспечить контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на поддержку сельхозтоваропроизводителей Муниципального района.

 

 

IX. Оценка социально-экономической и экологической

эффективности Программы

 

В результате реализации Программы будет обеспечено достижение установленных значений по основным показателям Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. К 2020 году прогнозируется произвести основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна - 2287  тонн, овощей - 5469 тонн, картофеля - 8200 тонн, плодов - 945  тонн,  мяса - 3663 тонн, молока - 17428 тонн, яиц – 5,6 млн.штук; шерсти 255 тонн; меда 49,8 тонн.

К 2020 году прогнозируется довести поголовье скота: КРС 27989 гол в том, числе коров 10840 голов; овец и коз 102 тыс.гол. из них удельный вес племенного овцепоголовья до 30 %.

Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, семеноводству сельскохозяйственных культур, увеличению внесения минеральных удобрений до 25 кг действующего вещества на 1 га посевов. Основной прирост продукции животноводства будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.

Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 9 процентов, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 18 процентов.

Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на продовольственных рынках внутри республики и будет способствовать продвижению ее в другие регионы.

Для оценки экономической эффективности мероприятий районной программы использованы ежегодные потоки финансовых средств, прибыли и срок окупаемости инвестиций.

Прогнозируемый экономический эффект от реализации Программы складывается из следующих составляющих:

сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, создание условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции;

получение дополнительной продукции за счет уменьшения потерь вследствие соблюдения агротехнических сроков выполнения механизированных работ в растениеводстве;

создание высокоэффективной системы семеноводства, обеспечивающей качественными семенами сельскохозяйственных культур потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

наращивание производства плодовоовощной продукции;

наращивание производства мяса и молока за счет породного обновления, укрепления кормовой базы, перехода к новым технологиям содержания и кормления животных и птиц;

создание условий для предотвращения заноса и распространения эпизоотических заболеваний животных и птиц;

обеспечение доступности привлекаемых субсидируемых краткосрочных и инвестиционных кредитов, включая малые формы хозяйствования;

повышение эффективности функционирования крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

повышение конкурентоспособности, насыщение  рынка внутри района и продвижение продукции  производителей на республиканские рынки;

увеличение прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей;

улучшение жилищных условий сельских семей и молодых специалистов;

расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов на 9 единицы, улучшение информационно-консультационного обслуживания сельского населения.

Социальная значимость Программы заключается в создании и сохранении в сельской местности района 920  рабочих мест, увеличении среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 15 тыс. рублей и доведении соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике республики до 50 процентов.

Дополнительная сумма налогов, поступающих в бюджеты всех уровней, составит 4,9 млн. рублей.

Экологическая эффективность Программы выражается:

в обеспечении защиты почвы на площади 860. га от ветровой эрозии и опустынивания за счет рационального использования пастбищного фонда отгонных земель и летних пастбишь;

во внедрении современных технологий очистки и утилизации отходов сельскохозяйственного производства с использованием достижений биотехнологии;

в восстановлении и сохранении плодородия почв на площади 209  га сельхозугодий путем проведения мелиоративных работ.

Реализация Программы будет способствовать стабилизации социально-эконо-мической ситуации, созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния и качества жизни сельского населения республики.

Выполнение мероприятий Программы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса района, но и закрепление трудоспособного населения в населенных пунктах района.